Эдд Пол говорит другим, что прочие страны, особенно Германия, победила Британию в том, как они смотрят футбол. Футбол, как мы британцы любим напоминать, есть британское изобретение. Сформировавшийся в обычных школах, принятый огромной и неотёсаной толпой, трансфомировавшийся за десятилетия препирательств, споров и мелочных придирок — мы британцы сделали много для развития этой игры.
Естественно, что мы чувствуем отческую гордость за футбол, но наш эгоизм не даёт нам признать то, что сие британское изобретение, возможно уже более не является нашим. Лично для меня, это отражено в фан культуре.
Британская фан-культура и глобализация.
До недавних пор, во всём мире говорили, что самые лучшие фанаты мира это британцы. Мы следовали за своими командами, поддерживали их в горе и радости, нашему футбольному фанатизму завидовал весь мир. Однако главное слово в этом предложении стоит в прошедшем времени.
С развитием соцсетей, онлайн трансляций и каналов, плюс старые добрый Скай ТВ и Бритиш Телеком, британцы с изумлением для себя, открыли иные грани мировой футбольной фан-культуры.
Бурлящий шум Зюдтрибуны, знаменитая «Жёлтая стена» дортмундской Боруссии. Яркая и энергичная хореография на Суперклассико между аргентинскими тяжеловесами Бока Хуниорс и Ривер Плэйт. Футбольный мир распахнул свои ворота перед большой британской публикой и многие болельщики, такие как я, почувствовали, как потускнел наш футбол. Неужели британская фан-культура загибается?
Поездка на Миллернторн Штадион.
В свою недавнюю поездку в Германию я решил посетить Миллернторн Штадион в Гамбурге — домашнюю арену футбольного клуба Санкт-Паули. Для тех кто не знает, это один из так называемых культовых клубов.
До 80-х годов Санкт-Паули был типичным немецким клубом. Однако из-за того, что кварталы района Санкт-Паули в Гамбурге населены в основном рабочим классом с большим количеством различных маргинальных элементов — панки, анархисты, хиппи, бродяги, проститутки, трансвеститы — в итоге вся эта публика просочилась на трибуны Миллернторна.
В короткий срок Паули получил новую, большую и активную фан-группу и это было ещё не всё. Их новые фанаты принесли на трибуны не только новый стиль, но и бунтарский дух левацких идей, которые поддерживаются и поныне.
ФК Санкт-Паули против гомофобии, расизма, фашизма, сексизма и имеют радикальные левые взгляды. Они не только футбольный клуб, но и политическое движение.
Игроки Санкт-Паули носят радужные ЛГБТ шевроны на своих майках, подчёркивая своё неприятие гомофобии, фанаты организовывают шествия, ярмарки клубной аттрибутики для фонда поддержки мигрантов. А недавно, фанаты установили два пчелиных улья, с целью получить свой мёд и помочь вымирающем в районе пчёлам.
Факт того, что их символ череп и кости (Тотенкопф) и на стадионе играет Hells Bells от AC/DC, когда игроки выходят на поле — это всего лишь вишенка на торте.
Всё это неизбежно привлекает интерес футбольных фанатов со всего мира, которые также как и я, приехали на Миллернторн Штадион посмотреть матч пиратов с РБ Лейпцигом.
Атмосфера на стадионе была такой, что я никогда прежде не видел и не слышал! Быть частью большой группы ультрас «пиратов», всё равно что быть частью огромного, живого и дышащего организма, бесконечно поющего, скачущего, махающего флагами, бьющего в барабаны и дудящего в свои трубы и горны.
Именно тогда я понял, что мы британцы, отстали в мировом футбольном развитии — Санкт-Паули и Германия ярко демонстируют наш позор.
Скучные английские субботы.
Как постоянный и недовольный обладатель сезонного билета клуба Уимблдон, я могу с твёрдостью сказать, что британский футбол в упадке. Редкий цинизм, неоправданно высокие ожидания соединённые с капризным «Я хочу сейчас», дорогие билеты. Всё это делает поход на стадион в Британии малоинтересным занятием.
Да, мы по-прежнему орём, когда наша команда забивает гол, но общая живая атмосфера на стадионе сменилась апатией. Такое ощущение, что каждую субботу мы возвращаемся на стадион потому, что иным себя занять нечем. Пропало предвкушение того, что будет разыгрываться по субботам в три часа дня.
Единственная пауза в апатии, это всеобщий вой на игроков и фанатов соперников, по поводу нарушения правил, ошибок судьи, и даже на своих игроков. Это абсолютный контраст с немецким футболом — ярким, привлекательным, дружелюбным и доступным по цене. Мой вояж на Миллернторн Штадион показал мне, за что я больше всего люблю эту игру!
Мы британцы изобрели футбол, но теперь явно видно, что Германия и многие другие страны активно развивают его. Мы создали футбол, но теперь мы сидим и щёлкаем каналами в поисках хорошего матча, в то время, как остальной мир просто получает от него удовольствие.
Перевод статьи журнала Late Tackle Magazine.